Вот, недавно нашел интересную статейку. Советую прочесть.)

Манга - японские комиксы, иногда называемые комикку.

Появление термина «манга» берет свое начало в конце XVIII и впервые прослеживается в публикации таких художников как Канкей Судзуки, Санто Кёдэна, Минва Аикава, а также в гравюрах знаменитого Кацусики Хокусая, который в свое время издал серию иллюстрированных альбомов «Хокусай Манга» в 1814-1834 гг. что в переводе означает – «рисунки Хокусая». Бытует мнение, что нынешнее понятие слова ввел мангака Ракутэн Китадзава.
Основное свое развитие манга получила после окончания Второй мировой войны, однако истоки ее были обнаружены и в более раннем искусстве.

В Японии манга пользуется большой популярностью среди людей разных поколений и возрастов. Она смогла объединить в единое целое изобразительное искусство и литературу. Как литературное произведение манга имеет множество жанров: приключения, романтика, ужасы, эротика, научная фантастика, бизнес и даже история. Само же слово «манга» дословно обозначает комиксы, которые создаются, рисуются в Японии.
Набирая обороты в развитии манга уже в начале 1950-х годов заняла лидирующую позицию в японском книгоиздательстве. Так же манга получила свое распространение и среди других стран, особенно в США. О популярности манги свидетельствуют и цифры, так по данным на 2006 год ее обороты в Японии составили 500 млн долларов, а продажи в США 175-250 млн. долларов.

Главной особенностью данного творчества является то, что манга рисуется и соответственно издается в черно-белом формате. Самые популярные и чаще всего длинные манга-сериалы находят свое отражение в съемке по ним аниме. Однако сам сценарий может быть изменен за счет смягчения схваток, драк, боев или недопущения слишком откровенных сцен. Есть и обратная сторона создания манги, то есть творение ее по уже существующему фильму или аниме, как например «Звездные войны».

Художник, который чаще всего и является и ее автором, называется мангака. Если же написанием сценария занимается отдельный человек, то он зовется манга-гэнсакуся.
Впервые история в картинках была создана в XII буддийским монахом Тоба. Он создал четыре веселых истории, в которых рассказывал о животных, преображающихся в людей и буддийских монахах которые нарушали устав. Истории состояли из четырех бумажных свитков с рисунками, сделанными тушью и подписями к ним. В настоящее время они хранятся в монастыре, где жил Тоба.

В своем развитии манга постепенно вбирала в себя разные традиции и техники. Художники постепенно перенимали опыт своих иностранных коллег, особенности композиций, пропорции, цвету, всему тому, чему ранее не уделялось внимание, потому что смысл и идея рисунка считались первостепенным, а форма уходила на задний план.

Как уже упоминалось ранее, манга на современном этапе развития начала свое становление начиная со Второй мировой войны.
Во время войны манга была направлена на пропаганду, поэтому печаталась исключительно на хорошей бумаге и в цвете, ее изданием и финансированием занималось государство, отсюда данный виток развития получил название «токийская манга».

После окончания Войны, когда страна была разрушена, на смену «токийской» манге пришла «осакская» манга. Она в отличие от своей предшественницы издавалась на дешевой бумаге и продавалась по минимальным ценам.

Бум развития манги приходится на 1947 год, когда Осама Тэдзука выпускает мангу “Shin Takarajima” – «Новый Остров сокровищ». Она разошлась неимоверным тиражем – 400 000 экземпляров. Своей работой Тэдзука определил основную стилистику манги на современном этапе. Впервые в манге появляются звуковые эффекты, крупные планы, графически подчеркиваются движения в кадре. Все это мы можем наблюдать и сейчас в манге.

Тэдзука создал за свою жизнь огромное количество работ, у него появились ученики и последователи, которые в дальнейшем развивали его идеи. Он выделил мангу, как самостоятельное напраление массовой культуры, в которое втянуто почти все население Японии и которое существует как часть прессы.

В печатной индустрии манга составляет четверть всей печатной продукции Японии. Она издается в журналах, количество страниц в которых порой доходит до тысячи. Самих журналов насчитывается более сотни и издаются они почти каждым крупным издательством Японии. Такие распространенные издания как “Shonen Sunday” или “Shonen Jump” выпускают мангу еженедельно. Такие журналы получили название «телефонные книги», так как они сходны по формату и качеству печатного листа. В них одновременно публикуется большое количество манга-сериалов, по одной главе объемом около 30 страниц в каждом выпуске. При печати журналов используется низкокачественная бумага, поэтому применяется методика закрашивания черно-белых страниц разными цветами – розовым или желтым.

Самые популярные манга-сериалы переиздаются в отдельные тома – танкобоны. Танкобон представляет собой книгу карманного формата, объемом около 200 страниц в мягкой обложке. Порой мангаки могут порадовать читателей, размещая в конце тома различные дополнения, называемые омаке. Это могут быть авторские комментарии, зарисовки, дизайны персонажей и местности. Иногда омаке выпускаются отдельными книгами.

Так же манга делится по целевой аудитории. Существует манга для детей и взрослых, для юношей и девушек. Отличительной особенностью является ее обложка. Поэтому манга для парней и девушек при продаже располагается на разных полках. В большом количестве в Японии распространяются манга-кафе, где можно за чашечкой чая или кофе почитать мангу и даже за отдельную плату остаться на ночь. Так же существует так называемая манга на прокат, которая покупается за пол цены и возвращается за четверть суммы.

Еще одно направление манги – любительская, так называемая додзинси. Она издается небольшим тиражом за счет средств авторов. Большинство нынешних популярных мангака в свое время начинали с додзинси. Comiket крупнейший фестиваль комиксов, который набирает до 500 000 посетителей в течение трех дней, полностью посвящается додзинси. Кроме оригинальных идей, полностью придуманными авторами, встречаются пародии на известных персонажей аниме и манги. Цифры говорят сами за себя – в 2007 годи продажи додзинси составили 245 млн. долларов.

И хотя манга развивалась под влиянием западных комиксов, однако она имеет свои характерные отличия. Сценарий и расположение кадров строится иначе, акцент делается на линиях рисунка, а не на форме. Ошибочно считается, что характерной особенностью такого рисунка являются большие глаза, на самом деле важен не размер глаз, а то внимание, которое уделяет им художник, относительно пропорций других частей лица, их детальной прорисовке. Разработкой такой стилистики впервые занялся Осаму Тэдзука.

Чтение манги осуществляется справа налево, что связано с японской письменностью, где столбцы иероглифов расположены именно в таком порядке.

Еще одной характерной особенностью манги является то, что некоторые мангаки зачастую не определяют одну сюжетную линию, поэтому в работах может проскальзывать некая несостыковка в действиях персонажей, то они знакомы друг с другом, то нет, могут состоят в разных взаимоотношениях и т.д. Для примера стоит привести известный сериал «Tenchi» в котором насчитывается более тридцати сюжетных линий.

За последние несколько десятков лет влияние манги значительно разрослось и на международном рынке. Наиболее широко манга распространена в США, Канаде, Германии, Франции и Польше. Создаются издательства, которые занимаются созданием манги, все более шире формируется читательская база. Ранее при издании перевода манги ее зеркально переворачивали, для привычного западного чтения слева-направо. Однако некоторые мангаки, например Акира Токияма настроены против подобной практики и настаивают на публикации их манги в оригинальном виде. А некоторые компании, а такие как Tokyopop, которая является крупнейшим на сегодня издательством «америманги», выдвигают такой выпуск как основной свой козырь. Однако наиболее распространен выпуск обоих форматов.

Америка считается первой страной, где впервые вышла переведенная манга. Хотя в 1970-1980 годах она была практически недоступна рядовому читателю, в отличие от аниме. Первой работой, переведенной на английский стал «Босоногий Гэн, повествующий об атомной бомбардировке над Хиросимой. В конце 1980-х выходят в свет «Golgo 13», “Area 88”, “Mai the Psychic girl”.

В 1986 году переводчик и предприниматель Торен Смит основал издание Studio Proteus, работающее в сотрудничестве с Viz, Innovation Publishing, Dark horse. На студии переводилось огромное количество манги, по успешным манга сериям были сняты одноименные сериалы, такие как «Призрак в доспехах» и «Сейлор Мун». За 1995-1998 она публиковалась более чем в 23 странах мира. США, Бразилия Австралия и Китай это лишь малый список стран.

Предпочтения западной публики напоминают японские, хотя объемы в любом случае несопоставимы. Однако постепенно появляются свои манга-журналы, в прессе все больше статей посвящаются данной индустрии, манга появляется в таких крупных изданиях как New York Times, Times, The WallStrett Journal. Однако американские издательства детально подвергают мангу цензуре.

В Европу манга попала через Францию и Италию. Развитие рынка манги во Франции характеризуется разносторонностью жанров, которые порой даже не находили отклика у читателей других стран. Примером стал выпуск манги драматического характера для взрослых, а также экспериментальные и авангардные работы.

В Германии манга стала издаваться в формате телефонных книг на японский манер в 2001 году. Формат постепенно становится популярным среди западного читателя, а продажи манги в совокупности по Германии и Франции в 2006 году составили 212 млн. долларов.

В России пока не особо популярны комиксы, поэтому манга не имеет широкого распространения. Но в будущем у жанра большие перспективы. Это объясняется тем, что японские лицензии гораздо дешевле американских. Первой мангой, которая была офциально издана в России стала «Ранма1/2» работа Румико Такахаси. Самыми распространенными на данным момент издательствами являются «Сакура-прес» и «Фабрика комиксов»
Также во всем мире манга распространена и в особом виде – виде любительских переводов, так называемых сканлейтов.

Японская манга индустрия имеет большое количество наград, которые финансируются крупными издательствам. Одной из самых популярных является International Manga Award, за нее сражалось большое количество художников Франции, Малайзии, Великобритании, Китая, Тайвани и Испании.

Таким образом мангу можно назвать одним из самых перспективных и в тоже время необычных жанров, уверенно завоевывающий аудиторию всего мира.

Отредактировано Isate Sagashi (2008-12-27 15:41:55)